учебный план в группах общеразвивающей направленности на 2021-2022

Пояснительная записка
Учебный план образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста в группах общеразвивающей
направленности на 2021 - 2022 учебный год
Учебный план основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП
ДО) Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 65 г. Нижние
Серги» (далее – учреждение) разработан в соответствии с нормативно-правовыми документами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования
и науки РФ от 17.10.2013 г.№1155;
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно — эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ № 26 от 15.05.2013.
Учебный план - документ, который определяет перечень образовательных областей (с учетом принципа интеграции содержания),
образовательную нагрузку на ребенка (с учетом возраста) в разнообразных формах обучения (в т.ч. образовательных предложений для всей
группы детей — непрерывной образовательной деятельности, образовательной ситуации) в детских видах деятельности, их
последовательности и периодичности (распределение по частоте), длительности организации (количество условных часов (периодов) с
учетом объема содержания (образовательных задач) каждого из пяти модулей образовательной деятельности, обеспечивающих освоение
ООП ДО.
Учебный план представляет документ, учитывающий специфику дошкольного образования, отсутствие предметного характера
содержания образования на данном уровне образования, реализацию модулей образовательной деятельности в детских видах деятельности.
Учебный план обеспечивает целостность образовательного процесса, представляет собой планирование образовательной деятельности не
только в формах непрерывной образовательной деятельности, но и образовательной деятельности в режимных моментах в течение дня с
распределением времени (длительности периодов), организации самостоятельной деятельности детей, на основе действующего СанПиН.
Структура учебного плана включает обязательную часть, составляющую не менее 60% от общего объема и часть, формируемую
участниками образовательных отношений, не более 40%, отводимого на освоение ООП ДО. В соответствии с требованиями ФГОС ДО обе
части являются взаимодополняющими, сохраняя комплексность подхода в направлениях развития и образования детей (далее образовательные области) и представлены модулями образовательной деятельности:
• «Социально-коммуникативное развитие»
• «Познавательное развитие»
• «Речевое развитие»
• «Художественно-эстетическое развитие»
• «Физическое развитие»

Содержание указанных модулей образовательной деятельности (образовательных областей) зависит от возрастных и индивидуальных
особенностей детей, определяется целями и задачами ООП ДО и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре,
познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):
для детей старшего дошкольного возраста (7-го года жизни) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру,
игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательноисследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной
литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного
материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских
музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Обязательная часть представляет комплексность подхода с учетом содержания Примерной основной образовательной программы
дошкольного образования, обеспечивая развитие воспитанников, во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях и составляет
не менее 60% .
Часть, формируемая участниками образовательных отношений составляет не более 40% от общего нормативного времени, отводимого
на освоение ООП ДО. Она отражает специфику национально-культурных, демографических и климатических условий города Нижние Серги
и Среднего Урала.
Содержание ООП ДО с учетом национально-культурных условий не выделено через специально отведенное время в формах
непрерывной образовательной деятельности, оно реализуется через различные виды совместной деятельности педагога с детьми в режимных
моментах - различные виды игр, экскурсии, чтение, творческие мастерские и др.
Таким образом, содержание ООП ДО реализуется с учетом образовательных потребностей и интересов воспитанников, членов их семей,
специфики национальных, социокультурных и климатических условий, а также возможностей педагогического коллектива.
Реализация учебного плана обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности
(общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка), мотивации и способностей
воспитанников с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Допускается осуществлять
образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности:
• для детей от 1,5 до 3 лет не более 10 мин;
• для детей от 3 до 4 лет не более 15 мин;
• для детей от 4 до 5 лет не более 20 мин;
• для детей от 5 до 6 лет не более 25 мин;
• для детей от 6 до 7 лет не более 30мин.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня составляет:
В младшей и средней группах не более 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной – 45 минут и 1,5 часа соответственно.
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между
периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 мин.
С детьми старшего дошкольного возраста непрерывная образовательная деятельность может осуществляться во второй половине
дня после дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 25 – 30 минут в день (соответственно). Непрерывная образовательная
деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня.
Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные и музыкальные занятия.
Занятия по физическому развитию для воспитанников в возрасте от 6 до 7 лет организуется 3 раза в неделю. Длительность занятий
по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет:
В младшей группе 15 мин, в средней группе – 20 мин, в старшей группе – 25 мин, в подготовительной – 30 мин.
Один раз в неделю для детей 6- 7 лет круглогодично организуются занятия по физическому развитию детей на открытом
воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды,
соответствующей погодным условиям.
В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непрерывная образовательная деятельность по физическому
развитию организуется на открытом воздухе.
Для достижения достаточного объема двигательной активности воспитанников используются все организованные формы занятий
физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений. Работа по физическому развитию
проводится с учетом здоровья детей при постоянном контроле со стороны медицинского работника
Непрерывная образовательная деятельность Непрерывная образовательная деятельность основана на организации таких видов
деятельности как:
Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности
она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей группе игровая
деятельность является основой решения всех образовательных задач. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в
разнообразных формах - это дидактические и сюжетно- дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые
проблемные ситуации, игры- инсценировки, игры-этюды и пр.
Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех
компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем
дошкольном возрасте).
Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и
познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, способности восприятия литературного текста и
общения по поводу прочитанного.

Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем в специально
оборудованном помещении.
Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической активности.
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы,
предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом),
безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое
развитие детей.
Изобразительная деятельность детей представлена разными видами художественно-творческой деятельности и конструирования.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов В режимных процессах, в свободной детской
деятельности воспитатель создает по мере необходимости дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации,
побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей
задачи.
Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени, включает:
- наблюдения - в уголке природы, за деятельностью взрослых (сервировка стола к завтраку);
- индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и
пр.);
- создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в
детском саду, проявлений эмоциональной отзывчивости ко взрослым и сверстникам;
- трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными растениями и пр.);
- беседы и разговоры с детьми по их интересам;
- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания;
- индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей;
- двигательную деятельность детей, активность которой зависит от содержания организованной образовательной деятельности в первой
половине дня;
- работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья.
Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки, включает:
- подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;
- наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе,
воспитание отношения к ней;
- экспериментирование с объектами неживой природы;
- сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом);
- элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада;

- свободное общение воспитателя с детьми.
Образовательная деятельность, осуществляемая во второй половине дня включающая культурные практики.
Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и
творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и
самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра- драматизация, строительно- конструктивные игры).
Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе
жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие.
Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей
тематике, содержанию.
Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно- творческой деятельности
детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное
общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.
Сенсорный и интеллектуальный тренинг - система заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы
сенсорных эталонов, способов интеллектуальной деятельности. Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные
задачи.
Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха.
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой
труд и труд в природе.
На основе плана непрерывной образовательной деятельности составлено расписание непрерывной образовательной деятельности. Цель отрегулировать нагрузку, определить чередование различных видов образовательной деятельности в целях снятия перегрузки,
предупреждения утомляемости детского организма, разнообразия форм организации образовательной деятельности, чередование статичных
и динамичных видов деятельности.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для детей раннего возраста (3-й год жизни) в соответствии с основной общеобразовательной программой – образовательной программой дошкольного
образования на 2021-2022 учебный год

Направления развития и
образования детей

Вид детской деятельности

Количество часов в неделю
(минуты/кол-во периодов)

Социально-коммуникативное развитие

Общение с взрослыми и совместные игры со сверстниками
под руководством взрослого.

1
(8 мин)

Познавательное развитие

Экспериментирование с материалами и веществами

1
(8 минут)

Речевое развитие

Предметная деятельность, игры с составными и
динамическими игрушками, восприятие художественной
литературы

2
(18 минут)

Художественно-эстетическое развитие

Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание
картинок, изобразительная деятельность

2 (18 минут)
2 (18 минут)

Физическое развитие

Двигательная игровая активность
2 (20 минут)

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки

10 (90 минут)

*Примечание.
1. В соответствии с ФГОС ДО.
2. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами – орудиями (в помещении и на улице) организуется в ходе режимных моментов и самостоятельной
деятельности детей

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
в группах общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста на 2021 – 2022 учебный год, в соответствии с основной общеобразовательной
программой – образовательной программой дошкольного образования
Модуль
образовательной
деятельности
(образовательные
области)

Вид детской
деятельности

Раздел программы

Возрастные группы/ количество минут на
непрерывную образовательную
деятельность

4-й год
жизни

5-й
год
жизни

нед.

нед.

Формы
образовательной
деятельности

7-й
год
жизни

6-й
год
жизни
нед.

нед.

Обязательная часть образовательной программы
Познавательное
развитие

Познавательноисследовательская,
игровая, общение

Математика

Речевое развитие

Восприятие
художественной
литературы и фольклора,

0,5

1

2

1

1

1

1

2

0,5

0,5

1

1

Познание/ознакомление с
окружающим

Художественная
литература

Наблюдение, экскурсия,
решение проблемных
ситуаций,
экспериментирование,
коллекционирование,
моделирование,
макетирование, решение
логических задач, загадок,
ребусов, головоломок
Экологическая ситуация,
проектная деятельность,
Простейшая опытная
деятельность, обсуждение,
мини-музеи, традиции,
праздник
Образовательная игровая
ситуация, ответы на
вопросы, чтение-слушание,
обсуждение прочитанного,

знакомство с книжной
культурой, детской
литературой, развитие
связной грамматически
правильной речи

1

0,5

1

2

Изобразительная
деятельность
(рисование)

1

1

1

1

Аппликация/лепка/
конструирование

1

1

1

1

Музыкальная, двигательная

Музыкальное
воспитание

2

2

2

2

Физическое развитие

Двигательная,
игровая

Физическая культура *

3

3

3

3

Социальнокоммуникативное
развитие

Игровая, общение,
коммуникативная,
самообслуживание и

Путешествуем вместе

В ходе режимных моментов и через
интеграцию с другими образовательными
областями

Художественноэстетическое развитие

Изобразительная,
Игровая, коммуникативная,
конструктивно-модель

Развитие речи

игры-драматизации,
рассказы о впечатлениях,
событиях из личного опыта,
метод проектов,
придумывание сказок,
рассказов. Беседа
ситуативный разговор с
детьми, речевая ситуация,
составление отгадывание
загадок, этические беседы,
рассматривание картин
иллюстраций,
видеоматериалов, минимузей
Творческая мастерская,
коллаж, выставки,
картинная галерея,
портфолио, рисование,
лепка, аппликация,
конструирование, слушание
музыки, рассказов о
композиторах, жанрах
музыки, певцах и т.д.,
пение, игра на музыкальных
инструментах, музыкальнодидактическая игра,
песенное творчество,
пластичные мимические
этюды, хороводы,
выразительное движение,
танец, развлечение
Подвижные дидактические
игры, подвижные игры с
правилами, игровые
упражнения, соревнования,
игровая беседа с элементами
движений.
Образовательная игровая
ситуация, ответы на
вопросы, чтение-слушание,

элементарный
бытовой труд

обсуждение прочитанного,
игры-драматизации,
рассказы о впечатлениях,
события из личного опыта,
метод проектов, беседа
ситуативный разговор с
детьми, этические беседы

Максимальный объем образовательной нагрузки в непрерывной образовательной
деятельности детей

10
150

10
200

13
300

14
420

Продолжительность НОД (мин)

15

20

20-25

30

Часть формируемая участниками образовательных отношений
Физическое
развитие

Двигательная, игрова

Познавательное
развитие

Познавательно-исследовательская

Речевое развитие

Коммуникация и общение, игровая деятельность

Социальнокоммуникативное
развитие
Художественноэстетическое
развитие

Игровая, коммуникативная

Часть формируемая участниками образовательных отношений реализуется в
ходе режимных моментов и через интеграцию с другими образовательными
областями

Коммуникативная, музыкальная, игровая

Примечание:
1* - третье физкультурное занятие для детей дошкольного возраста проводится на прогулке в форме спортивных игр, праздников, развлечений, и как обучение
сезонным видам спорта, если позволяют климатические условия.
2** - чтение художественных произведений и заучивание наизусть по 10 – 15 минут осуществляется в ходе режимных моментов, и в совместной деятельности
взрослого и детей, согласно образовательной программе.
3 - самообслуживание и элементарный бытовой труд осуществляется в ходе образовательной деятельности с детьми в режимных моментах и
самостоятельной деятельности детей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».