Вид проекта:
Познавательно - творческий , краткосрочный .
Продолжительностьпроекта 1неделя
Участники проекта:
Воспитатели, дети старшей группы ( 5-6 лет ) , родители .
Актуальность проекта:
Россия богата своими традициями, но мы видим тенденцию к тому, что в наше
время стали уходить в прошлое знания о народных гуляниях, когда праздники
отмечали не только в своей семье, а целыми улицами, деревнями. Наши дети не
видят примера от своих родителей.
Масленица – один из ярких и веселых народных праздников, происходящий в
конце зимы, всегда отмечался, шумно с блинами, ярмарками и скоморохами. Поэтому
этот праздник оставляет светлые впечатления, прививая интерес к историческому
прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети знакомятся с
национальной культурой и народными традициями, приобретают знания о смене
сезонов, узнают новые народные песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется
познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к
традициям русского народа.
Цель:
Воспитывать патриотизм, основанный на традициях русского народа.
Задачи:
• Развивать интерес к русским народным традициям;
• Расширять представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица»;
• Познакомить с различными жанрами устного народного творчества.
• Развивать художественно – творческую деятельность дошкольников в
рисовании городецкой росписи.
• Содействовать формированию сотрудничества детского сада и родителей
воспитанников;
• Формировать любовь к Родине, ее традициям.
Реализация проекта через образовательные области:
Познавательное развитие:
НОД, беседы, дидактически игры, совместная деятельность, загадывание загадок.
Речевоеразвитие:
Чтение художественной литературы ,заучивание
.
Социально – коммуникативное развитие:
Тематические беседы, просмотр мультимедийной презентации, просмотр
мультфильмов.
Художественно – эстетическое развитие: Изобразительная деятельность, прослушивание
русской народной музыки, совместный праздник детей и их родителей.
Физическое развитие: Подвижные игры, хороводные игры, народные игры
-забавы.
Предполагаемые результаты:
- Сформированы представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица»;
- Имеют представление о различных жанрах устного народного творчества,
народных праздниках, играх;
- Владеют знаниями масленичной кухни;
- Сформированы навыки рисования городецкой росписи;
- Усвоены традиционные культурные эталоны не только детьми, но и их
родителями и сотрудниками детского сада.
Продукт проектной деятельности:
- Оформление выставки рисунков «Масленица»;
- Составление сборника семейных рецептов «Блинный пир на весь мир»;
- Совместный праздник детей и их родителей « Масленица широкая».
Этапы проекта:
1.Подготовительный этап (информационно-накопительный):
• Разработка содержания проекта, составление плана работы;
• Подбор информационного материала для реализации проектных
мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная
литература, аудиозаписи с русскими народными песнями);
•Подготовка методического материала (конспекты НОД, игр, совместной
деятельности, т.д.)
• Подбор материалов для продуктивной деятельности;
•Анкетирование родителей «Народные праздники дома».
2.Основной этап (организационно-практический):
Понедельник - «Встреча гостей » - Беседа о значении
названия « Встреча гостей »- ходили к друг другу в гости
- Просмотр мультимедийной презентации «Масленица»;
- Совместная деятельность - рисование «Тарелочка для блинов »
- Отгадывание загадок о зиме и
весне.
Вторник - «Заигрыш»
-Беседа о значении названия «Заигрыш» - начинались катания на санях,
лошадях
-Заучивание закличек, загадок, частушки, пословиц о Масленице ;
- Разучивание песни «Ой, блины мои блины...»;
-Народная игра - забава «Кто быстрее на метле?»;
-Хороводная игра «Едет Масленица»;
- Подвижные игры: «Гори, гори ясно», «Ручеёк».
- Памятка для родителей «Традиции празднования Масленицы в России»;
Среда - «Лакомка»
- Беседа о значении названия «Лакомка»- пекли
и вдоволь ели блины ; - Беседа «Значение и символика блинов»;
- Народная игра-забава «Блинная эстафета»;
- Рисунки на снегу;
- Родителям предложить создать сборник рецептов
«Блинный пир на весь мир»;
-Чаепитие с блинами
Четверг - «Разгуляй», Суббота «Золовкины посиделки»
-Беседа о значении названия «Разгуляй» - можно пошуметь, развлечься,
поиграть; «Золовкины посиделки» - навещали сестер мужа;
- Рисования на тему «Госпожа Масленица»
- Оформление выставки детских рисунков;
- Слушание народных песен «Как на масленой неделе», т.д.;
- Просмотр мультфильма из серии «Смешарики». «Масленица»;
- Народные игры - забавы «Ручеёк»,
«Звонарь»;
- Хороводная игра «Заинька, попляши».
Пятница - «Тёщины вечёрки»
- Беседа о значении названий «Тёщины вечёрки» - ходили к тёще на
блины и воскресенье «Прощённый день» - все просят друг у друга прощение;
- Народная игра-забава «Снежный тир»;
- Инсценировка стихотворения С.Михалкова «Как мужик корову продавал».
3. Заключительный:
- Презентация сборника семейных рецептов «Блинный пир на весь
мир»;
Праздник детей «Масленица широкая».
Обобщение: Входе реализации проекта воспитанники нашей группы познакомились с историей
народного праздника Масленица, узнали о праздновании Масленицы в древней Руси и
настоящее время. Дети с удовольствием заучивали песни, заклички, загадки,
поговорки о Масленице. На прогулке дети с удовольствием играли в народные
игры - забавы; водили хороводы. Родители наших детей приняли активное участие в
составлении книги рецептов. Проект был направлен на воспитания патриотических
чувств через знакомство с национальной культурой и традициями, на расширение
знаний о народном празднике Масленица.
Литература: «Окружающий мир В.Ю.Дьяченко ; «Знакомство
дошкольников с народной культурой »А.Я.Чебан , Л. Л. Бурлакова«Календарные и
народные праздникиГ.А.Лапшина; «Бабушкины забавушки »Л.Н.Карпова ;
«Народные праздники в детском саду 5-7 лет »М. Б . Зацепин