поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность

07.02.2023


ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

 

Взаимодействие педагога

с родителями детей 2-й младшей группы

 

Одним из важных принципов технологии реализации программы «Дет-ство» является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольни-ков, вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО. При этом сам вос-питатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников.

 

В   младшем дошкольном возрасте большинство детей только приходят в детский сад, и родители знакомятся с педагогами ДОО. Поэтому задача пе-дагога — заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии малыша. Для этого воспитатель знакомит родителей с особенностями ДОО, своеобразием режима дня группы и образовательной программы, специалистами, которые будут ра-ботать с их детьми.

 

Вместе с тем в этот период происходит и установление личных и деловых контактов между педагогами и родителями. В общении с родителями воспи-татель показывает свою заинтересованность в развитии ребенка, выделяет те яркие положительные черты, которыми обладает каждый малыш, вселяет в ро-дителей уверенность, что они смогут обеспечить его полноценное развитие.

 

В  ходе бесед, консультаций, родительских собраний педагог не только ин-формирует родителей, но и предоставляет им возможность высказать свою точку зрения, поделиться проблемой, обратиться с просьбой.

Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества с се-мьей, поможет родителям почувствовать уверенность в своих педагогических возможностях.

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников

 

1.    Познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития детей младшего дошкольного возраста и адаптации их к условиям ДОО.

 

2.    Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка

в   семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.

 

3.    Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально-личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доб-рожелательное отношение ребенка ко взрослым и сверстникам, эмоциональ-ную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.

 

4.    Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоя-тельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома.

 

5.    Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, при-родном и социальном мире.

 

6.    Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребен-ком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности.

 

Направления взаимодействия педагога с родителями

 

П е д а г о г и ч е с к и й м о н и т о р и н г

 

В   ходе организации педагогического мониторинга воспитателю младшей группы важно изучить своеобразие семей, особенности семейного воспита-ния, педагогические проблемы, которые возникают в разных семьях. Для этого воспитатель использует методы первичной диагностики: анкетирование роди-телей на тему «Мой ребенок», беседа с родителями «Наша семья и ребенок», наблюдение за общением родителей и детей в утренний и вечерний отрезки времени.

 

Так, в ходе наблюдений за общением родителей с ребенком в утренний и ве-черний отрезок времени воспитатель может обратить внимание на следующие показатели.

 

Эмоциональный настрой ребенка на общение со взрослым (ребенок встреча-ется с близкими радостно, спокойно, равнодушно, с нежеланием, раздраженно).

Эмоциональный настрой взрослого на общение с ребенком (взрослый вступает в общение с удовольствием, спокойно, с нежеланием, раздраженно).

 

Особенности взаимодействия взрослого и ребенка в общении: сотрудни-чают, умеют договориться; не взаимодействуют, каждый занимается своим де-лом; конфликтуют, не могут прийти к общему решению.

 

Особенности воспитательной тактики родителя: при затруднениях взрослый настаивает, угрожает наказанием, уговаривает, убеждает, принимает позицию ребенка, ищет компромиссы.

 

Типичная позиция, которую занимает каждый в общении. Лидер (ука-зывает, направляет, заставляет, оценивает), партнер (советуется, сочувствует, напоминает, интересуется, согласовывает), отстраненный (выслушивает, от-влекается, молчит, задает формальные вопросы) или др.

 

Возникающие трудности общения, конфликты, их причины, пути выхода из затруднительных ситуаций.

 

Эти проявления родителя и ребенка могут дать воспитателю общую карти-ну их взаимоотношений, помогут понять родительскую тактику воспитания ребенка в семье, типичные трудности и проблемы.

Для того чтобы более глубоко познакомиться с особенностями воспитания и   характером взаимоотношений с ребенком в разных семьях, может быть ис-пользована методика «Родительское сочинение», в которой воспитатель пред-лагает родителям написать сочинение на тему «Мой ребенок» или «Портрет моего ребенка»

 

Данная методика позволит воспитателю определить проблемы и особенно-сти воспитания и развития ребенка глазами родителя, что даст возможность в дальнейшем наладить более тесный контакт с семьей воспитанника.

 

П е д а г о г и ч е с к а я п о д д е р ж к а

 

Одна из важнейших задач совместной деятельности воспитателя и роди-телей в младшем дошкольном возрасте — организовать условия для благопо-лучной адаптации малыша в детском саду. В беседах с родителями педагог подчеркивает, что во многом привыкание ребенка к условиям детского сада зависит от организации его жизни в семье (режима, особенностей питания), развития элементарной детской самостоятельности в бытовых процессах.

 

Для более успешной адаптации воспитатель предлагает такие совместные формы взаимодействия с родителями.

 

«Первое знакомство», когда мама вместе с ребенком впервые ненадолго приходят в младшую группу, знакомятся с новым окружением, которое ждет его в детском саду (шкафчиком в раздевалке, интересными игрушками, кроват-кой в спальне), ребенок пробует проявить себя в интересной для него деятель-ности — порисовать красками, поиграть с водой и песком, слепить мячик из пластилина.


«Вместе с мамой бегаем, рисуем, играем»: мама или кто-нибудь из близких малыша принимают участие в совместных играх и других видах деятельности.

«Делаем рисунок (поделку) в подарок группе».

 

Для родителей младших дошкольников, которые только поступили в дет-ский сад, особенно важно помочь понять свои возможности как родителя и особенности своего ребенка, узнать, какие возможности для развития ребенка есть в ДОО. Для этого педагоги проводят совместный праздник для родителей

 

с   детьми «Здравствуй, детский сад!» для вновь поступивших воспитанников. Его цель — эмоциональное сближение всех участников педагогического про-цесса, общение в неформальной обстановке, развитие интереса родителей к деятельности ДОО.

 

В   беседах с воспитателями, психологом родители знакомятся с возможны-ми средствами повышения своей психолого-педагогической компетентности. Это знакомство с материалами информационных бюллетеней и тематических газет, консультации у педагогов и специалистов ДОО, посещение программ психолого-педагогического образования родителей, участие в психолого-педагогических тренингах на темы «Знаю ли я своего ребенка», «Упрямые дети или упрямые родители», «Растим талантливого ребенка». В дальнейшем

 

с   помощью ежемесячных информационных бюллетеней «Для вас, родители» они узнают о планируемых в ДОО мероприятиях и выбирают наиболее значи-мые и интересные для себя.

 

Постепенно воспитатель включает родителей в активное сотрудничество с педагогами группы, нацеливает их на совместное развитие ребенка. Так, на-пример, развивая у детей чувство привязанности к своим близким, желание помочь, позаботиться о них, воспитатель включает в решение этих задач роди-телей. Родители вместе с детьми рассматривают семейный альбом, узнают и называют близких родственников (бабушка — мамина мама, тетя Вера — ма-мина сестра), рассуждают с детьми о внимании со стороны близких и заботе по отношению к ним.

 

Решая задачи развития детской самостоятельности, инициативности, роди-тели поддерживают стремление малышей участвовать в элементарной трудо-вой деятельности (вместе с мамой испечь пирожки, помочь навести порядок в комнате, сделать полку вместе с папой). Воспитатель подчеркивает, что взрос-лым очень важно поощрять самостоятельность детей, поддерживать попытки ее проявления, хвалить ребенка за помощь и заботу.

 

П е д а г о г и ч е с к о е о б р а з о в а н и е р о д и т е л е й

 

Педагогическое образование родителей младших дошкольников ориенти-ровано на развитие активной, компетентной позиции родителя.

Выбирая направления педагогического образования, воспитатель ориенти-руется на потребности родителей группы. Анализируя результаты педагогического мониторинга, воспитатель определяет наиболее значимые темы для пе-дагогического образования родителей группы, например: «Развиваем детскую самостоятельность», «Как научить ребенка играть», «Как организовать семей-ный досуг». Педагог стремится поддержать активность, заинтересованность родителей, предлагает такие формы встреч, как дискуссии, «круглые столы», вечера вопросов и ответов, творческие мастерские, тренинги и ролевые игры.

 

Педагог знакомит родителей с факторами укрепления здоровья детей, обра-щая особое внимание на их значимость в период адаптации ребенка к детскому саду. Особенно важно вызвать у родителей младших дошкольников интерес к вопросам здоровья ребенка, желание укреплять его не только медицинскими средствами, но и с помощью правильной организации режима, питания, со-вместных с родителями физических упражнений (зарядки, подвижных игр), прогулок. В ходе бесед «Почему ребенок плохо адаптируется в детском саду?», «Как уберечь ребенка от простуды?» воспитатель подводит родителей к пони-манию того, что основным фактором сохранения здоровья ребенка становится здоровый образ жизни его семьи.

 

С о в м е с т н а я д е я т е л ь н о с т ь п е д а г о г о в и р о д и т е л е й Педагог стремится активно включать родителей в совместную деятельность

с   их детьми — сюжетные и подвижные игры, совместное рисование. Очень важно помочь родителям получать удовольствие от совместных игр, общения со своим ребенком.

 

Развитию совместного общения взрослых и детей поможет цикл игровых встреч с мамами — «Вот она какая, мамочка родная», где мамы совместно с детьми играют, рисуют, читают, рассказывают, поют, угощаются сластями соб-ственного изготовления.

 

«Сильные, ловкие, смелые»: дети вместе с родителями играют в подвижные игры.

 

«Мы рисуем Новый год»: дети вместе с близкими рисуют.

Сплочению родителей и педагогов будет способствовать совместное с ро-дителями оформление групповых газет, фотоальбомов: «Вот какие малыши, полюбуйтесь от души», «Вместе ходим в детский сад», «У нас в семье празд-ник». Например, совместно с родителями можно создать фотоальбом о детях группы «Вот какие малыши, полюбуйтесь от души». В таком альбоме, кроме фотографий детей, можно представить зарисовки родителей, рассказы о детях, о семье, об общих делах и увлечениях.

 

Участие родителей и детей в различных смотрах-конкурсах поможет педа-гогу лучше узнать возможности родителей, их таланты: «Визитная карточка осени», «Рождественский подарок», «Мамина фантазия, папины руки — в доме веселье, не бывает скуки», «Игрушки для театра — просто и занятно». Очень важно, чтобы после конкурса были отмечены все его участники.


Таким образом, в ходе организации взаимодействия с родителями младших дошкольников воспитатель стремится развивать их интерес к проявлениям своего ребенка, желание познать свои возможности как родителей, включиться в активное сотрудничество с педагогами группы по развитию ребенка.

 

Взаимодействие педагога с родителями детей средней группы

 

Взаимодействие педагогов с родителями детей пятого года жизни имеет свои особенности.

Воспитатель обращает внимание родителей на то, что ребенок переходит на новую ступень личностного развития — у него возникает потребность в по-знавательном общении со взрослыми. Он начинает проявлять интерес к своему прошлому, связывать события прошлой жизни («Когда я был маленьким...») и настоящего. Основные источники информации о своем прошлом для ребен-ка — его родители, близкие.

 

В   своем общении с родителями педагог укрепляет доверительные отноше-ния, которые сложились у него с большинством семей в предыдущий год, и обращает внимание на изменения в развитии дошкольников, как их учитывать

 

в  своей воспитательной тактике, общении со своим ребенком.

Основные приоритеты совместного с родителями развития ребенка

1.    Развитие детской любознательности.

2.    Развитие связной речи.

3.    Развитие самостоятельной игровой деятельности детей.

4.    Установление устойчивых контактов ребенка со сверстниками и разви-тие дружеских взаимоотношений.

 

5.    Воспитание уверенности, инициативности дошкольников в детской дея-тельности и общении со взрослыми и сверстниками.

 

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников

1.    Познакомить родителей с особенностями развития ребенка пятого года жизни, приоритетными задачами его физического и психического развития.

 

2.    Поддерживать интерес родителей к развитию собственного ребенка, умения оценить особенности его социального, познавательного развития, ви-деть его индивидуальность.

 

3.    Ориентировать родителей на совместное с педагогом приобщение ребен-ка к здоровому образу жизни, развитие умений выполнять правила безопасно-го поведения дома, на улице, на природе.

 

4.    Побуждать родителей развивать доброжелательные отношения ребенка ко взрослым и сверстникам, заботу, внимание, эмоциональную отзывчивость по отношению к близким, культуру поведения и общения.

 

5.    Показать родителям возможности речевого развития ребенка в семье (игры, темы разговоров, детских рассказов), развития умения сравнивать, группировать, развития его кругозора.

6.    Включать родителей в игровое общение с ребенком, помочь им постро-ить партнерские отношения с ребенком в игре, создать игровую среду для до-школьника дома. Помочь родителям развивать детское воображение и творче-ство в игровой, речевой, художественной деятельности.

 

7.    Совместно с родителями развивать положительное отношение ребенка к себе, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности.

 

Направления взаимодействия педагога с родителями

 

П е д а г о г и ч е с к и й м о н и т о р и н г

 

Продолжая изучение особенностей семейного воспитания, педагог знако-мится с традициями семейного воспитания, обращает внимание на благополу-чие детско-родительских отношений в разных семьях, проблемы конкретных родителей в воспитании детей, изучает удовлетворенность родителей совмест-ной деятельностью с педагогом.

 

Решая эти задачи, воспитатель проводит анкетирование родителей «Семей-ное воспитание», «Мы и наш ребенок», беседу с родителями «Традиции нашей семьи».

 

Понять особенности внутрисемейных отношений и роль ребенка в семье педагогу помогут беседа с ребенком «Ты и твоя семья» (автор А. И. Захаров), диагностическая игра «Почта».

 

Для изучения удовлетворенности родителей в совместной деятельности воспитатель проводит анкетирование родителей «Вместе с детским садом», диагностическую беседу «Какой я родитель».

 

В   процессе построения взаимодействия с семьями дошкольников получен-ные данные могут дополняться и углубляться в зависимости от выбранных на-правлений сотрудничества педагога с родителями (педагогического образова-ния родителей), конкретных проблем, выявленных в ходе диагностики.

 

П е д а г о г и ч е с к а я п о д д е р ж к а

 

В  средней группе воспитатель не только стремится установить тесные взаи-моотношения с каждым родителем, но и способствует сплочению родитель-ского коллектива группы — возникновению у них желания общаться, делиться проблемами, вместе с детьми проводить свободное время. Для того чтобы пе-дагогу лучше узнать особенности семей своих воспитанников, сплотить роди-тельский коллектив, сблизить родителей со своими детьми, можно предложить родителям вместе с детьми составить рассказы на темы «А у нас в семье так», «Мы умеем отдыхать», «Познакомьтесь, это я, это вся моя семья».

 

Сплочению родителей, педагогов и детей будет способствовать совмест-ное оформление групповых газет, фотоальбомов: «Что же такое семья?», «По секрету всему свету», «Выходной, выходной мы проводим всей семьей». Аль-бом «По секрету всему свету » позволяет узнать о жизни каждой семьи: о лю-бимых занятиях, увлечениях, о совместных делах взрослых и детей, семейных праздниках, походах. Каждая семья оформляет свою страницу альбома, посвя-щенную традициям, интересам их детей и взрослых.

 

В   ходе взаимодействия с родителями педагог подчеркивает, что эффектив-ное интеллектуальное развитие детей невозможно без участия семьи, близких. Педагог знакомит родителей с приемами активизации детской любознательно-сти, обогащения представлений об окружающем мире, развития речевых спо-собностей. С этой целью он предлагает родителям игры, проблемные ситуации для детей, элементарные опыты, которые не требуют много времени и специ-ального оборудования: «На кого похожи облачка (камешки, листья)?», «Найди вокруг как можно больше красных (округлых, деревянных) предметов», «От-гадай, какие слова я пропустила в рассказе и составь сам „неполный“ рассказ», «Как, посмотрев в окно, узнать, холодно ли на улице?»

 

Поскольку представления детей о социальном окружении складывается на основе конкретных детских впечатлений о своей улице, районе, родном горо-де педагогу важно заинтересовать родителей проблемой знакомства ребенка

 

с  родным городом. Для этого может быть проведена викторина «Знаем ли мы свой город».

 

В   газетах, тематических информационных бюллетенях для родителей вос-питателю необходимо представить информацию, что рассказать дошкольнику о своем районе и городе, как лучше познакомить с его достопримечательностя-ми, какие заветные уголки Петербурга можно посетить с детьми разного воз-раста, как помочь ребенку выразить свои впечатления об увиденном.

 

П е д а г о г и ч е с к о е о б р а з о в а н и е р о д и т е л е й

 

Благодаря усилиям педагога у родителей появляются четко оформившиеся образовательные запросы (что я хочу для развития своего ребенка и себя как родителя). Для удовлетворения образовательных запросов педагог использует разные формы: семинары, творческие мастерские, психолого-педагогические тренинги, уместно создание клубов для родителей, таких как «Традиции се-мьи», «Вундеркинд», «Узнаем наш город».

 

Так, при создании клуба «Традиции семьи» педагогу важно вызвать у ро-дителей интерес к проблеме семейных традиций, желание приобщать к ним своих детей. Для решения этой задачи он организует устный журнал для ро-дителей «Традиции семьи: вчера, сегодня, завтра», в ходе которого обсужда-ются традиции, которые возможно возродить в современных семьях, и среди них семейные игры (анаграммы, арифмограммы, лото), семейные вечера для маленьких с участием всех членов семьи, совместное чтение по вечерам люби-мых сказок, рассказов, повестей, сотворчество детей и родителей. Этот разго-вор с родителями поможет поддержать интерес родителей к семейному чтению

художественной литературы, вернуть книгу в жизнь ребенка. Для родителей, желающих возродить семейные традиции, в клубе организуются тематические встречи «Создание семейного музея», «Домашний театр — с чего начать?», «Проведение семейных праздников». Итоговой может стать встреча за круг-лым столом «А у нас в семье так», на которой родители обсуждают, какие се-мейные традиции доступны пониманию дошкольников, как лучше приобщать к   ним детей, поделиться воспоминаниями о том, какие семейные традиции и ритуалы из жизни их семей больше всего запомнились из детства.

 

Исходя из пожеланий родителей, при поддержке медицинской и психоло-гической службы воспитатель реализует с родителями комплексные програм-мы психолого-педагогического образования: «Учимся общаться с ребенком», «Вместе с папой», «Знаю ли я своего ребенка», «Растем здоровыми». Задача таких программ — расширение знаний родителей о различных подходах в вос-питании, развитие умений видеть и понимать своего ребенка, совершенствова-ние умений родителей развивать своих детей в различных видах деятельности.

 

Воспитатель обращает внимание и на особые педагогические потребности родителей, помогает им решить проблемы воспитания. Для этого он органи-зует родительские встречи на темы «Наш маленький капризуля», «Растем без папы», «Легко ли быть послушным».

 

С о в м е с т н а я д е я т е л ь н о с т ь п е д а г о г о в и р о д и т е л е й

 

В  средней группе педагог стремится сделать родителей активными участни-ками жизни детского коллектива. Способствуя развитию доверительных отно-шений между родителями и детьми, воспитатель организует такие совместные праздники и досуги, как праздник Осени, праздник Нового года, праздник для мам (8 Марта) и пап (23 февраля). Важно, чтобы на этих встречах родители присутствовали не просто как зрители, а совместно с детьми выступали с кон-цертными номерами, включались в детские театрализации, читали стихи, уча-ствовали в конкурсах. Особое место среди праздников занимают детские дни рождения, которые каждая семья может провести по-своему, в соответствии с идеями и желаниями родителей и именинника.

 

Со временем проведение совместных с родителями праздников, вечерних посиделок, семейных гостиных, семейных конкурсов «Папа, мама и я — уме-лая семья» становится традицией группы детского сада.

 

Особую роль играет взаимодействие воспитателя с родителями в решении задач социально-личностного развития ребенка. Именно в семье ребенок по-лучает опыт взаимодействия с другими людьми, учится понимать чувства, на-строения других людей, проявлять сочувствие, внимание, заботу о своих близ-ких. Поэтому успешно решить задачи по воспитанию у дошкольников гордо-сти за свою семью, развитию представлений об индивидуальном своеобразии семей, воспитанию культуры поведения возможно только при взаимодействии детского сада и семьи.


Для осознания ребенком своей роли в семье, понимания связей с близкими людьми воспитатель проводит такие игровые встречи, как:

— «Посмотрите, это я, это вся моя семья» (вместе с гостями — разными членами семей — дети рассматривают фотографии, семейные альбомы, дет-ские рисунки о семье, поют песни, танцуют);

 

— «Очень бабушку свою, маму мамину, люблю» (в гости к детям приходят бабушки воспитанников, рассказывают детям сказки, играют с ними, рассказы-вают истории о своем детстве);Хочу такой сайт

 

— «Папа может все что угодно!» (воспитатель приглашает в группу пап, которые рассказывают детям о своей работе, в совместных играх и упражнени-ях демонстрируют силу, ловкость, ремонтируют игрушки в группе).

 

Наблюдая за взаимодействием родителей и детей, воспитатель помогает родителям стать участниками детских игр, занять партнерскую позицию, под-держать творческие проявления ребенка в игре.

 

Приглашая родителей в группу, воспитатель обращает их внимание на необ-ходимость развития у детей умения замечать чувства других, проявлять внима-ние, оказывать помощь. Для этого он делает их участниками ситуаций: «Мама Оли расстроена, она забыла дома подарки для детей», «У Светиной бабушки сегодня день рождения», «Сережин папа сегодня очень устал на работе», пред-лагая дошкольникам проявить внимание и всем вместе позаботиться о стар-ших.

 

Исходя из образовательных задач, особенностей детей группы и потребно-стей родителей, воспитатель вовлекает родителей в организацию разных со-вместных с детьми форм деятельности «Мы вместе трудимся на участке» (уби-раем снег и украшаем участок к новогодним праздникам»), «Идем на прогулку

 

в  парк», «Украшаем группу к празднику весны», «Все вместе едем в зоопарк». Важно, чтобы во время совместных образовательных ситуаций и после них

 

педагог поддерживал активность родителей, подчеркивал, что ему и детям без участия родителей не обойтись, обращал их внимание на то, как много-му научились дети в совместной деятельности с родителями, как они гордятся своими близкими.Хочу такой сайт

 

Таким образом, к концу периода среднего дошкольного детства педагог во-влекает родителей как активных участников в педагогический процесс, создает

 

в  группе коллектив единомышленников, ориентированных на совместную дея-тельность по развитию детей группы.

 

Взаимодействие педагога с родителями детей старшей группы

 

В     старшем дошкольном возрасте педагог строит свое взаимодействие на основе укрепления сложившихся деловых и личных контактов с родите-лями воспитанников. Именно в этот период педагог корректирует детско-родительские отношения, помогает родителям и детям найти общие интересы, которые в дальнейшем могут стать основой семейного общения. Много внимания воспитатель уделяет развитию совместной деятельности родителей

и  детей — игровой, досуговой, художественной. В процессе совместной с ро-дителями деятельности он опирается на развивающиеся у них способности к самоанализу, к оценке результатов развития ребенка, умения замечать, как из-менение собственной воспитательной тактики приводит к росту личностных достижений ребенка.

 

Еще одно направление сотрудничества воспитателя с семьей — развитие родительского коллектива группы, создание детско-родительского сообщества, в котором родители могли бы обсуждать свои педагогические проблемы, со-вместно намечать перспективы развития детей группы.

 

Кроме того, период старшего дошкольного детства непосредственно свя-зан с повышением компетентности родителей по проблеме подготовки детей к школе, снижением уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу, определением совместных с педагогом условий для лучшей подготовки к школе каждого ребенка.

 

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников

1.    Ориентировать родителей на изменения в личностном развитии старших дошкольников — развитие любознательности, самостоятельности, инициати-вы и творчества в детских видах деятельности. Помочь родителям учитывать эти изменения в своей педагогической практике.

 

2.    Способствовать укреплению физического здоровья дошкольников в се-мье, обогащению совместного с детьми физкультурного досуга (занятия в бас-сейне, коньки, лыжи, туристические походы), развитию у детей умений без-опасного поведения дома, на улице, в лесу, у водоема.

 

3.    Побуждать родителей к развитию гуманистической направленности от-ношения детей к окружающим людям, природе, предметам рукотворного мира, поддерживать стремление детей проявить внимание, заботу о взрослых и свер-стниках.

 

4.    Познакомить родителей с условиями развития познавательных интере-сов, интеллектуальных способностей дошкольников в семье. Поддерживать стремление родителей развивать интерес детей к школе, желание занять по-зицию школьника.

 

5.    Включать родителей в совместную с педагогом деятельность по разви-тию субъектных проявлений ребенка в элементарной трудовой деятельности (ручной труд, труд по приготовлению пищи, труд в природе), развитию жела-ния трудиться, ответственности, стремления довести начатое дело до конца.

 

6.    Помочь родителям создать условия для развития эстетических чувств старших дошкольников, приобщения детей в семье к разным видам искусства (архитектуре, музыке, театральному, изобразительному искусству) и художе-ственной литературе.


Направления взаимодействия педагога с родителями

 

П е д а г о г и ч е с к и й м о н и т о р и н г

 

В    старшей группе, учитывая формирующиеся образовательные запросы родителей, педагог стремится учесть их пожелания, узнать их возможности в совместном воспитании дошкольников. С этой целью он проводит беседы с родителями, анкетирование на темы «Какие мы родители», «Развиваем худо-жественное творчество ребенка в семье и детском саду», «Воспитание чувств». Такие методы позволяют выявить интересы и потребности родителей, полу-ченные знания и умения родителей в конкретных областях семейного воспита-ния, их возможности конкретного участия каждого родителя в педагогическом процессе детского сада. Такая диагностика предваряет внесение изменений в различные аспекты педагогического процесса ДОУ, требующих участия и под-держки семьи.

 

В   ходе педагогической диагностики воспитатель обращает внимание на ха-рактер детско-родительских отношений в семьях, проблемы семьи и семейно-го воспитания. Воспитатель использует методики, которые позволяют увидеть проблемы семьи глазами ребенка: анализ детских рисунков на тему «Моя се-мья», проективная беседа с детьми «Что бы бы ты сделал?», диагностические игры «Семья» (автор — Т. И. Пухова, модификация В. И. Худяковой), «День рождения» М. Панфиловой и другие. Так, проективная беседа с детьми «Что бы ты сделал?» (модифицированный вариант методики Г. Т. Хоментаускаса) направлена на изучение особенностей взаимоотношения дошкольника с близ-кими людьми. В ходе этой методики ребенку предлагают обсудить по очереди шесть ситуаций.

 

1.    Представь себе, что у тебя есть два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?

 

2.    Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и дол-жен остаться дома. Кто он?

 

3.    Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для ку-клы (и т. д.), и у тебя плохо получается). Кого ты позовешь на помощь?

 

4.    Ты имеешь... билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интерес-ный фильм. Кто останется дома?

 

5.    Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

 

6.    Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

 

Результаты методики позволяют воспитателю понять, кто в семье для ре-бенка более значим, кому он доверяет, а с кем, наоборот, отношения не сложи-лись, какие проблемы возникают у дошкольника в семейном общении.

 

Старший дошкольный возраст — это возраст, когда особое внимание семьи

и   самого ребенка нацелено на подготовку к будущему школьному обучению.

Поэтому уже в старшей группе воспитатель использует такие методики, как анкетирование родителей «Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу?», беседа с детьми «Хочу ли я в школу», «Что я знаю о школе?», анализ детских рисунков на темы будущей школьной жизни. Анализ и совместное с родителя-ми обсуждение результатов этих методик позволят увидеть особенности отно-шения к будущей школьной жизни как родителей, так и детей, наметить пути дальнейшей подготовки каждого ребенка к школе, ответить на волнующих многих родителей вопрос: когда лучше отдавать ребенка в школу.

 

П е д а г о г и ч е с к а я п о д д е р ж к а

 

В   старшем дошкольном возрасте для удовлетворения сформировавшихся образовательных запросов родителей педагог организует разные формы вза-имодействия — семинары, выставки, видеосалоны, творческие гостиные.

Беседуя с родителями старших дошкольников, воспитатель обращает их внимание на развивающуюся самостоятельность детей, потребность в позна-вательном общении со взрослыми, признании своих достижений со стороны близких взрослых и сверстников. Воспитатель показывает близким ребенка, что именно в старшем дошкольном детстве ребенок учится понимать позицию других людей, устанавливать связь между прошлым, настоящим и будущим. Этому будет способствовать создание совместного с детьми рукописного жур-нала «Традиции моей семьи», альбома «А в детство заглянуть так хочется», альбомов-воспоминаний: «Это было недавно, это было давно...»

 

Так, в альбоме «Это было недавно, это было давно...» при участии праде-душек и прабабушек (прапрадедушек и прапрабабушек) воспитанников могут быть собраны рассказы об их жизни, о тех случаях, которые особенно запом-нились, о праздниках и буднях, о войне и блокаде. Такие альбомы всегда поль-зуются большим интересом у детей группы. Они с удовольствием их рассмат-ривают, находят знакомые лица, с гордостью показывают своим сверстникам членов семьи, рассказывают их истории.

 

Достижения детей родителям помогают увидеть выставки детского и со-вместного детско-родительского творчества: «Вот мы какие!», «Мы рисуем го-род наш», «Рождественская открытка». Видя рост своего ребенка, сами роди-тели более активно включаются в педагогический процесс, организуя совмест-ную досуговую деятельность (детско-родительские праздники, развлечения, экскурсии и прогулки по городу). В ходе совместных с родителями прогулок воспитатель знакомит их с играми, упражнениями, которые развивают дет-скую любознательность, память, внимание: «Я назову, а ты продолжи», «Так

 

и  не так», «Кто больше запомнит и назовет», «Зададим друг другу интересные вопросы», «Угадай, что это».

 

Для расширения представлений старших дошкольников о социальном мире воспитатель помогает родителям организовать с детьми игры-беседы о про-фессиях родителей и близких родственников, познакомить детей с путешествиями по родной стране и другим странам мира. Совместная с педагогом деятельность способствует накоплению родителями позитивного воспитатель-ного опыта.

 

П е д а г о г и ч е с к о е о б р а з о в а н и е р о д и т е л е й

 

Осуществляя педагогическое образование родителей, воспитатель учитыва-ет развивающиеся возможности родителей и детей, помогает родителям уста-навливать партнерские взаимоотношения с дошкольниками, увидеть перспек-тивы их будущей жизни. Для этого он организует такие встречи с родителями, как «Права ребенка и права родителей», «Здоровье и ум через игру», «Развива-ем детскую любознательность», «Скоро в школу». В ходе реализации образо-вательных задач воспитатель использует такие формы, которые помогают за-нять родителю субъектную позицию, — тренинги, анализ реальных ситуаций, показ и обсуждение видеоматериалов. В общении с родителями воспитателю необходимо актуализировать различные проблемные ситуации, в решении ко-торых родители принимают непосредственное участие.

 

Развивая педагогическую компетентность родителей, помогая сплочению родительского коллектива, воспитатель продолжает содействовать деятель-ности родительских клубов. Так, организуя работу родительского клуба «До-верие», педагог поддерживает готовность родителей к обмену опытом по во-просам социально-личностного развития детей, включает их в совместные с детьми игры и упражнения «Приятные слова», «Что мы любим, что не лю-бим», «Слушаем чувства», «Угадай, чьи это руки». В ходе встреч воспитатель предлагает родителям и детям совместно поучаствовать в различных видах деятельности — совместном рисовании (маме и ребенку создать рисунок на определенную тему или выполнить рисунок, используя одну ручку на двоих), совместно сложить картинку из частей, догадаться о чувствах другого по ми-мике и жестам. В ходе совместной деятельности и родительских дискуссий происходит обогащение детско-родительских отношений, приобретение опыта совместной творческой деятельности, развитие коммуникативных навыков де-тей и взрослых, развитие их эмоциональной отзывчивости.

 

Вместе с тем педагогу необходимо помнить, что к старшему дошкольному возрасту у части родителей уже сложилась своя воспитательная тактика, по-явились свои достижения в развитии ребенка. Поэтому воспитателю важно со-здать условия для презентации их педагогического роста — проведение роди-тельских встреч, конкурсов «Успешный родитель», «Семья года», «Что я знаю

 

о   своем ребенке». Так, конкурс «Что я знаю о своем ребенке» развивает инте-рес к познанию своего ребенка, содействует активному взаимодействию с ним.

 

С о в м е с т н а я д е я т е л ь н о с т ь п е д а г о г о в и р о д и т е л е й

 

Опираясь на интерес к совместной деятельности, развивающиеся творче-ские умения детей и взрослых, педагог делает родителей активными участниками разнообразных встреч, викторин, вечеров досуга, музыкальных салонов и творческих гостиных.

Так, знакомя старших дошкольников с родным городом и его великими жи-телями, воспитатель может предложить организацию «Петербургского бала», посвященного дню рождения города, литературной гостиной о самом петер-бургском поэте А. С. Пушкине, музыкального салона, посвященного велико-му композитору П. И. Чайковскому. Такие нетрадиционные формы творческих вечеров активизируют интерес родителей и детей, позволяют участникам зани-мать разные роли: «хозяйки гостиной», «оформителей», «музыкантов», «рас-сказчиков», «артистов», помогают детям и взрослым лучше узнать творческие возможности друг друга.

 

В   ходе развития совместной с родителями деятельности по развитию стар-ших дошкольников педагог организует совместные детско-родительские про-екты поисково-познавательной и творческой направленности — «Музыка моей мечты», «Приглашаем в наш театр», «Наша забота нужна всем», «Энциклопе-дия городов российских». Так, в ходе проекта «Энциклопедия городов россий-ских» дошкольники совместно с родителями и педагогами собирают материал о  разных городах России и оформляют его в виде рукописной книги, сопровождая текст схемами, фотографиями, детскими рисунками, проводят «экскурсии» по разным городам, обмениваются впечатлениями в книге отзывов.

 

Такие проекты не только объединяют педагогов, родителей и детей, но и развивают детскую любознательность, вызывают интерес к совместной дея-тельности, воспитывают у дошкольников целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

 

Итоговой формой сотрудничества с родителями в старшей группе может стать День семьи, в ходе которого каждая семья планирует и совместно с деть-ми презентацию своей семьи и организует различные формы совместной дея-тельности — игры, конкурсы, викторины, сюрпризы, совместное чаепитие де-тей и взрослых.

 

В  ходе такой встречи педагог занимает новую позицию: он не столько ор-ганизатор, сколько координатор деятельности детей и взрослых. Он поддер-живает любые инициативы разных членов семьи, помогает каждой семье при-думать свой концертный номер, оформить группу к празднику, подсказывает родителям, какие игры лучше включить в программу, чем угостить детей. Сама возможность организации такой встречи говорит об эффективности сотрудни-чества педагога с семьей, при которой родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса смогли перейти к позиции инициаторов и активных участников.

 

Результаты взаимодействия взрослых и детей становятся предметом даль-нейшего обсуждения с родителями, в ходе которого важно уделить внимание развитию педагогической рефлексии, послужить основой для определения перспектив совместного с семьей развития дошкольников.


 

Взаимодействие педагога

с родителями детей подготовительной группы

 

Воспитатель активно вовлекает родителей в совместные с детьми виды дея-тельности, помогает устанавливать партнерские взаимоотношения, поощряет активность и самостоятельность детей. В процессе организации разных форм детско-родительского взаимодействия воспитатель способствует развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми.

 

Педагог помогает родителям понять возможности организации образования ребенка в будущем, определить особенности организации его индивидуально-го образовательного маршрута в условиях школьного обучения.

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников

1.    Познакомить родителей с особенностями физического и психического развития ребенка, развития самостоятельности, навыков безопасного поведе-ния, умения оказать элементарную помощь в угрожающих здоровью ситуа-циях.

 

2.    Познакомить родителей с особенностями подготовки ребенка к школе, развивать позитивное отношение к будущей школьной жизни ребенка.

 

3.    Ориентировать родителей на развитие познавательной деятельности ре-бенка, обогащение его кругозора, развитие произвольных психических про-цессов, элементов логического мышления в ходе игр, общения со взрослыми и самостоятельной детской деятельности.

 

4.    Помочь родителям создать условия для развития организованности, от-ветственности дошкольника, умений взаимодействия со взрослыми и детьми, способствовать развитию начал социальной активности в совместной с роди-телями деятельности.

 

5.    Способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитию положительной самооценки, уверенности в себе, позна-комить родителей со способами развития самоконтроля и воспитания ответ-ственности за свои действия и поступки.

 

Направления взаимодействия педагога с родителями

 

П е д а г о г и ч е с к и й м о н и т о р и н г

 

В    подготовительной к школе группе многие родители ориентированы на самостоятельную диагностику результатов развития ребенка и самоанализ воспитательной деятельности. Задача педагога — предоставить родителям выбор материалов для самодиагностики. Это могут быть анкеты «Какой вы воспитатель?», тесты «Какие мы родители?», «Понимаем ли мы своих детей», родительские сочинения на тему «Портрет моего ребенка». В ходе совмест-ных с воспитателем и психологом обсуждений результатов родители могут определить, что изменилось в их педагогической тактике, взаимодействии с ребенком. Такие беседы позволяют родителям увидеть, какие проблемы сохра-нились, какие качества им следует развивать в себе.

Естественно, что особое внимание семьи и педагогов нацелено на подго-товку к школьному обучению, поэтому воспитатель осуществляет комплекс-ную диагностику, позволяющую выявить проблемы готовности родителей к будущей школьной жизни ребенка. Для этого могут быть использованы такие методы, как анкетирование родителей: «Насколько вы готовы быть родителем школьника», «Мое мнение о школьной жизни ребенка», проективная методи-ка «Как я представляю своего ребенка в школе». Так, в анкете «Насколько вы готовы быть родителем школьника» (автор А. К. Колеченко) родителям предлагается оценить правомерность следующих утверждений.

1.    Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.

2.    Я опасаюсь, что мой ребенок будет часто обижать других детей.

3.    На мой взгляд, четыре урока — непосильная нагрузка для маленького ребенка.

 

4.    Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понима-ют детей.

 

5.    Ребенок может хорошо учиться только в том случае, если учительни-ца — его собственная мама.

 

6.    Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться писать, читать и считать.

 

7.    Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.

8.    Боюсь даже думать о том, что мой ребенок будет обходиться без дневно-го сна.

 

9.    Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрос-лый человек.

 

10.    Мой ребенок не ходил в детский сад и никогда не расставался с мате-

рью.

11.  Начальная школа, по-моему, мало способна чему-либо научить ребенка.

12.  Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.

13.  Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14.  Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.

 

15.  Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе?»

 

Полученные результаты дадут возможность воспитателям помочь роди-телям учесть индивидуальные особенности ребенка при подготовке к школе, научиться предвидеть и избегать проблем школьной дезадаптации.

 

П е д а г о г и ч е с к а я п о д д е р ж к а

 

В    завершающий период дошкольного образования воспитатель убеждает родителей в том, что подготовка ребенка к школе тесно связана с его социально-личностным развитием, формированием отношения к себе, развитием умений общения и взаимодействия со сверстниками. Для этого воспитатель прово-дит беседу с родителями «Наши достижения за год», в которой обсуждает с ними успехи детей, учит видеть достижения каждого ребенка, знакомит ро-дителей со способами развития уверенности ребенка в своих силах, чувства самоуважения. Для развития этих умений у родителей педагог организует детско-родительский тренинг «Дай мне сделать самому», в котором помогает родителям анализировать мотивы и поступки детей в ходе совместной деятель-ности, строить партнерские взаимоотношения со своим ребенком, поощрять его инициативу.

 

Обогащению родительского опыта по этой проблеме способствуют наблю-дение за детьми в ходе открытых занятий, дискуссии на темы «Если у ребенка нет друзей», «Каким я вижу своего ребенка в будущем», «Проблемы застенчи-вого ребенка», «Как организовать детский праздник», «Как развивать способ-ности ребенка», «Что такое „школьный стресс“ и как его преодолеть».

 

В   ходе взаимодействия с родителями воспитатель раскрывает особые воз-можности игры для интеллектуального развития дошкольника. Для этого вос-питатель включает родителей в совместные с детьми игры-занятия «Умники и умницы», «Играем пальчиками», «Самый смышленый». Организованные пе-дагогом семинары-практикумы позволяют родителям познакомиться с игровы-ми упражнениями, играми, направленными на развитие познавательной сферы ребенка: «Сложи слоги из макарон», «Посчитай мыльные пузыри», «Кто боль-ше назовет предметов на букву „а“», «Придумай задачи про конфеты (игрушки, животных)». В результате родители убеждаются в том, что подготовка к школе не должна быть скучной для ребенка. Дополняют представления родителей о возможностях познавательного развития будущего школьника информацион-ные бюллетени, буклеты, газеты для родителей «Учимся, играя», «Как научить ребенка запоминать», «Развиваем внимание дошкольника».

 

Педагогу очень важно в этот период продолжать организацию совместных

с  родителями творческих и исследовательских проектов дошкольников «Город чудес», «Все мы такие разные» (создание альбома о разных народах мира, их жилищах, занятиях, народных промыслах, любимых играх, сказках), «Птицы нашего края», «Вместе создаем мультфильм». Такие проекты помогут пока-зать детям возможности совместного поиска информации по теме в литерату-ре, интернет-источниках, возможность воплотить совместные идеи, проявить инициативу и творчество.

 

П е д а г о г и ч е с к о е о б р а з о в а н и е р о д и т е л е й

 

Познакомить родителей с содержанием и основными показателями готовно-сти ребенка к школе, способствовать развитию родительской ответственности

 

в   процессе подготовки детей к школе, обучение методам и приемам подготов-ки детей к школьному обучению поможет организация образовательной про-граммы для родителей «Готовимся к школе». В ходе этой программы педагог организует тематические встречи для родителей, например: «Что такое готов-ность к школе?», «Готов ли ваш ребенок к школе?», «Как повысить работоспо-собность и выносливость ребенка», «Учимся рассказывать», «Как не остаться одному в школьном коллективе», «В доме первоклассник».

 

Так, «круглый стол» «В доме первоклассник» помогает родителям найти ре-шение часто встречающихся школьных проблем: развитие самостоятельности ребенка (самому собирать портфель, готовить задания к уроку), как предупре-дить ошибки в письме, как помочь ребенку запомнить правила, как быть, если ребенок не хочет учиться, быстро устает.

 

Более подробно обсудить вопросы будущей школьной жизни их ребенка ро-дители могут в созданном клубе «Родители будущих школьников». Встречи ро-дительского клуба позволят решить проблемы выбора школы, организации ре-жима дня первоклассника, определиться в возможностях сочетания обучения

 

в  первом классе и посещения ребенком занятий дополнительного образования (студий, кружков, секций), помогут родителям в создании будущих индивиду-альных образовательных маршрутов для своего ребенка.

 

Вместе с тем педагог обогащает направления совместной деятельности ро-дителей и детей, способствует развитию общих интеллектуальных интересов, увлечений родителей и детей, поддерживает возникшие семейные традиции. Исходя из пожеланий и интересов родителей, возрастающих возможностей де-тей, воспитатель способствует созданию таких детско-родительских клубов, как «Коллекционеры», «Клуб туристов», «Клуб любителей чтения». «Клуб любителей чтения» поможет поддержать интерес взрослых и детей к книге, домашнему чтению, даст возможность обсудить новинки детской художе-ственной и познавательной литературы, создать творческие работы на темы любимых произведений (эссе, рисунки, поделки), вызовет у детей желание научиться читать.

 

С о в м е с т н а я д е я т е л ь н о с т ь п е д а г о г о в

 

и р о д и т е л е й

 

Педагог опирается на проявление заинтересованности, инициативности самих родителей, делая их активными участниками конкурсов «Мы родом из детства» (конкурс семейных газет о детстве разных членов семьи), «Самое, самое, самое о нашем городе», спортивных досугов «Крепкие и здоровые», «Зимние забавы», «Мы играем всей семьей», включает их в совместные с до-школьниками дела, направленные на заботу об окружающих: «Сажаем цветы на участке», «Поздравляем ветеранов», «Украшаем детский сад к празднику», «Починим игрушки малышам». В ходе акции «Поздравляем ветеранов» дети совместно со взрослыми дома и в детском саду обсуждали, кого из ветеранов нужно поздравить (родственников, соседей, знакомых), как это лучше сделать (послать письмо по почте, отнести поздравление домой, пригласить на концерт, подарить рисунки), готовили приглашения и вместе с родителями вручали их тем, кто живет недалеко. Родители помогали детям украсить группу к встрече гостей, придумывали концертные номера.

Поддержанию интереса к совместной деятельности, развитию инициатив-ности, творчества взрослых и детей способствует организация педагогом со-вместных детско-родительских проектов на темы «Выставка лучших товаров России», «Много профессий хороших и разных», «Наши путешествия».

 

В   ходе организации проекта «Наши путешествия» воспитатель предлагает родителям и детям вспомнить, в каких городах и странах они бывали, что им больше всего запомнилось, какие сувениры они привезли на память. Можно организовать дни разных стран, которые совместно с воспитателями органи-зуют отдельные семьи: дни Украины, Болгарии, Египта и т. п. Воспитатель по-могает детям и родителям продумать содержание и особенности организации каждого дня. Так, в день Украины дети знакомятся с основными достопримеча-тельностями украинских городов (рассматривают фотографии, видеосюжеты), узнают своеобразие украинских национальных костюмов, народных промыс-лов украинских мастеров и создают свои рисунки, играют в украинские на-родные игры, пробуют блюда украинской народной кухни, слушают рассказы детей, которые побывали на Украине.

 

Итоговой формой взаимодействия с родителями может стать фестиваль се-мейного творчества, который позволит раскрыть достижения всех семей в раз-личных видах совместной детско-родительской деятельности: художествен-ной, литературной, познавательной, музыкальной.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».