«Островок безопасности»

30.11.2021

Информационная карта проекта:

1. Полное название проекта: «Островок безопасности» -  Развитие речи детей с ОНР в процессе  формирования  основ безопасного поведения в социуме.

2. Автор проекта: Сычева Елена Аркадьевна.

3. Тип, проекта, вид: социально – личностный,  познавательно-речевой, общественно – полезный, открытый.

4. Продолжительность: краткосрочный.

5. Сроки проведения: ноябрь 2021г.

6. Участники проекта:  учитель-логопед,  дети  логопедической группы, педагоги,  родители.

Пояснительная записка:

Актуальность:  Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравственной, экологической и других сферах жизни. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее  вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.  В настоящее время  в связи с обострившейся социальной обстановкой и с участившимися случаями, касающимися безопасности людей проблема  безопасности жизни очень важна, так как именно она  вызывает беспокойство за самых беззащитных граждан – маленьких детей. 

   С появлением ребёнка на свет родители  желают, чтобы он был здоровым и счастливым, чтобы он мог противостоять неожиданным ситуациям, умел справиться в трудный момент с неожиданностями, подстерегающими его на каждом шагу, когда родных нет рядом. Однако, с первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него. Народная мудрость гласит: «Берегись бед, пока их нет!».

 Возникает проблема:  Как помочь ребёнку  разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?

Эту проблему по праву относят к  глобальным, поэтому огромное значение  имеет создание условий в дошкольном учреждении и семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения.

Данный проект поможет приобрести навыки безопасной жизнедеятельности нашим детям, а также  развивать коммуникативную функцию речи  в процессе решения жизненных ситуаций.   Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым, лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности.

   Цель проекта: формирование  основ безопасного поведения в социуме и развитие речи детей с ОНР.

   Задачи: 

·         Формировать у дошкольников представление об опасных для жизни и здоровья ситуациях, которые встречаются в жизни;

·         Научить соблюдать определенные правила поведения в социуме; 

·         Расширить и углубить представления детей о способах безопасного поведения в различных ситуациях; научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке,

·         Пополнять и активизировать словарный запас, развивать связную речь  в процессе реализации проекта 

·         Воспитывать  у дошкольников чувство самостоятельности и  ответственности;

·         Развивать внимание, память, инстинкт самосохранения.

·         Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проектной деятельности. 

 Предполагаемый результат:  

Дети: 

·            Знают определенные правила поведения  в социуме;

·            Умеют вести себя адекватно в опасных ситуациях дома и на улице: при общении с незнакомыми людьми и взаимодействии с другими людьми;

·            Имеют представления о путях охраны  своего здоровья  и способах безопасного поведения в различных ситуациях;

·            Пополнен и  активизирован словарный запас по теме «Безопасность»;

·            Развиты коммуникативные навыки.

 Родители: 

·            Активно участвуют в коррекционно-воспитательном процессе с позиции сотрудничества и взаимопомощи;

·            Повышен уровень родительской компетентности в области воспитания у детей культуры безопасного поведения в социуме;

·            Вовлечены в творческую и продуктивную деятельность детей, участвуют  вместе с детьми в подборе материала и художественной деятельности.

Педагоги:

·             Определены основные направления и содержание работы по развитию  словаря и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с помощью специально подобранных игровых ситуаций  и упражнений;

·            Знакомы с методами и приёмами работы по воспитанию у дошкольников культуры безопасного поведения в социуме;

·            Пополнен наглядный  и дидактический материал по воспитанию безопасного поведения у детей.

Продукты проектной деятельности – изготовление и использование презентации для детей по теме «Твоя безопасность» и игрового пособия  для развития речи дошкольников по теме «Безопасность».

Необходимые условия реализации проекта:  использование разнообразных игр и упражнений для вызова интереса детей, новизна материала, доступность для детского восприятия, активизация детей ярким и увлекательным оборудованием, использование современных средств ИКТ, интеграция с педагогами детского сада и родителями.

Формы реализации проекта: беседы, игровые  и проблемные ситуации для знакомства с основами безопасного поведения в социуме и совершенствования  коммуникативных навыков,  чтение произведений детской художественной литературы и сказок  с элементами драматизации, использование  наглядного и игрового оборудования, ИКТ и др.

     1 этап -  Подготовительный:

01.11.2021  Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме проекта. Выявление проблемы и определение путей её решения.

02.11.2021  . Выявление уровня знаний у детей с ОНР по разделу «Безопасность». Оформление информационных стендов. Создание презентаций по теме проекта.

03.11.2021   Подбор и разработка системы работы и  методического материала по теме проекта.

      2 этап – Основной:

«Неделя безопасности»

08. 11.2021 Беседа с использованием презентации по теме: «Служба 02», «Скорая помощь».

Цикл игровых и проблемных ситуаций, речевых  упражнений по теме проекта типа: «Истории, рассказанные игрушкой-Мишкой», «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми».

(Учитель – логопед).

09.11.2021   «Беседа о тёмном и светлом царствах», «О драчунах и защитниках». 

Игры: «Похитители и находчивые ребята»; «Куда бежать, если за тобой гонятся».

10.11.2021  Просмотр мультфильма «Безопасность на улице и в общественных местах». Речевые игры типа: «Скажи наоборот», «Почемучки», «Да-нет-ка», «Можно-нельзя». (Учитель – логопед).Хочу такой сайт

Чтение художественного произведения с последующим обсуждением В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», рассказ Л. Толстого «Дети в роще» и др.

12.11.2021   Речевые игры «Добавь словечко»,  «Хорошо или плохо?» (учитель – логопед).

Конкурс рисунков «Я дома один, что нельзя …..?

Работа с педагогами:

 Подготовка  консультации    по теме «Безопасность ребёнка в наших руках»

Работа с родителями: 

1. Анкетирование «Безопасность вашего ребёнка»

2. Подготовка  консультации  для родителей по теме: «Безопасность детей - забота родителей»

3.  Размышляем вместе с родителями  по темам: «Осторожно! Чужой!»,  «Если ребенок потерялся», «Избежать насилия можно», «Как защитить наших детей»  (Памятки).

«Неделя ПДД»

15.11.2021  Презентация для детей «Дороги для машин и пешеходов». Проигрывание проблемных ситуаций: «Сломался светофор».

16.11.2021    Беседа с помощью презентации  «Правила дорожного движения», «Я в транспорте».

Чтение художественной литературы: Головко «Дорожные знаки»; Дмоховский А. «Чудесный островок».

17.11.2021    Использование настольно-печатных и дидактических игр: "Красный, жёлтый, зелёный”, "Путешествие в страну дорожных знаков” «Дорожная азбука», «Азбука пешехода». (учитель – логопед).

18.11.2021    Создание макета дороги с дорожными знаками и светофорами, создание альбома «Правила безопасности на дороге». (учитель логопед вместе с воспитателем.

19.11.2021      Выставка рисунков: «Правила дорожного движения».

Консультация для педагогов: «Взрослый на дороге – пример для детей».

Памятка для родителей: «Правила перевозки детей в автомобиле».

 

«Неделя пожарной безопасности»

22.11.2021  Беседа с помощью презентации  «Почему возникает пожар».

Проведение творческой игры: «Мы - пожарные».(учитель –логопед).

23.11.2021  Презентация для детей «Огонь друг или враг».

Экскурсия по детскому саду (показать пожарные выходы из группы, из музыкального зала, показать план эвакуации, показать, где находятся огнетушители, рассказать как ими пользоваться).

Дидактические игры «Назови предмет», «Для чего нужен этот предмет». Карточки для детей «Костюм пожарного».(Учитель – логопед)

24.11.2021  Чтение художественной литературы: Баданов М. Костер; Барто А. Гроза; Бороздин В. Поехали!; Волынский Т. Кошкин дом; Гардернес Э. Сказка о заячьем теремке и опасном коробке; Дмитриев Т. Тетя Варя -электросварщица; Жигулин А. Пожары.

 Использование настольных игр: «Огонь нас не тронь»; «Пожарная безопасность. Что такое хорошо и что такое плохо».

25.11.2021   Создание карточек для детей «Все для пожаротушения»; Создать макет пожарного стенда. Создать наглядные правила для детей «Пожарная безопасность».

Разыгрывание проблемных ситуаций «Спасаем куклу от пожара», «Пожарная тревога. Что делать». (учитель – логопед)

Проведение творческой игры: «Мы - пожарные».

26.11.2021 Презентация для детей «Огонь друг или враг»

Выставка детских работ «Огонь - друг, огонь - враг»;

Консультация для педагогов «Безопасность наших детей»;

Консультация для родителей: «С огнем не шути».

3 этап – Заключительный:

29.11.2021 Спортивный праздник «Правила движения достойны уважения». (учитель – логопед и воспитатель)

Анкетирование родителей об итогах работы по безопасности;

Фотоотчет.

Размещение на сайте материалов проекта.

 

 

                                            

Используемая и рекомендуемая литература:

1.    Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность» Рабочие тетради № 1, 2. Санкт-Петербург «Детство –Пресс», 2003

2.    Анастасова Л.П., Иванова Н.В., Ижевский П.В. «Жизнь без опасностей» М.: «Вентана-Граф», 1997

3.    Белая К.Ю., Зимонина Н.В. и др. «Как обеспечить безопасность дошкольников» М.: «Просвещение», 2001

4.    Белая К.Ю., Зимонина Н.В. и др. «Твоя безопасность: как вести себя дома и на улице» М.: «Просвещение», 2008

5.    Белая К.Ю. «Я и моя безопасность» - Тематический словарь в картинках. М.: «Школьная Пресса», 2011

6.    Лыкова И.А. Парциальная программа  «Мир Без Опасности» - Беседы по стихотворению В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Волгоград ООО «Цветной мир», 2017

7.    Лыкова И.А., Шипунова В.А. «Колокольчик серебряный». Волгоград ООО «Цветной мир», 2014

8.    Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет» М. ТЦ «Сфера», 2009

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».