Пояснительная записка
Учебный план по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования (ОАОП ДО)
для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2025-2026 учебный год составлен с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей контингента воспитанников.
Учебный план разработан в соответствии с действующими нормативными и правовыми документами в области образования:
-
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении
федерального образовательного стандарта дошкольного образования»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
- Основная адаптированная образовательная программа дошкольного образования в группах компенсирующей направленности
(для детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи) Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
детского сада комбинированного вида № 65 г. Нижние Серги
ОАОП ДО состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная
часть в группах компенсирующей направленности представлена в ОАОП ДО с учетом учебно-методического комплекта к
примерной адаптированной образовательной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского
сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой. Часть, формируемая
участниками образовательных отношений, выстроена на основе методического пособия «Мы живем на Урале».
В учебный план включены пять образовательных областей, обеспечивающие познавательное, социально-коммуникативное,
речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление
самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального
интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту,
социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование
первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего
мира, (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени,
движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях
нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы,
многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и
интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на
слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира, природы; становление эстетического отношения к
окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной
литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной
творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной
с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих
правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и
мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба,
бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах, спорта, овладение
подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление
ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме,
закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Непрерывная образовательная деятельность реализуется через организацию
различных видов детской деятельности и их интеграцию с использованием разнообразных форм и
методов работы, выбор которых осуществляется педагогами как самостоятельно, так и вместе с
детьми, в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Непрерывная образовательная деятельность, для каждой возрастной группы, определена объемом содержания и
максимальной нагрузкой в разнообразных организованных формах обучения, с учетом индивидуальных особенностей детей.
Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи начинается первого
сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода:
I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период — декабрь, январь, февраль;
III период — март, апрель, май.
Первые две недели сентября отводится всеми специалистами для углубленной педагогической диагностики
индивидуального развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в
режимные моменты, составления и обсуждения всеми специалистами группы рабочих программ, корректировки основной
адаптированной образовательной программы. С третьей недели сентября начинается организованная образовательная деятельность
с детьми всех возрастов.
Продолжительность организационной образовательной деятельности в логопедической группе, по сравнению с
общеобразовательными группами, сокращается. Сокращение времени на образовательную деятельность делается для того, чтобы
не допустить переутомления и дезадаптации детей. Помимо воспитателя в логопедической группе работают и другие специалисты
(педагог – психолог; учитель-логопед), которым так же выделено время для занятий с детьми по разным видам деятельности.
Таким образом , чтобы не допустить превышения недельной нагрузки на ребенка, сокращено время на образовательную
деятельность. В середине времени, отведённого на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные
минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после
дневного сна. Её продолжительность составляет не более 25–30 минут в день. В середине непосредственно образовательной
деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
Непрерывная образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50%
общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.
Непрерывная образовательная деятельность по физическому развитию детей в возрасте от 4 – 7 лет организуется не менее 3
раз в неделю. Ее длительность зависит от возраста детей и составляет:
с детьми от 4 до 5 лет – 20 минут; с детьми от 5 до 7 лет – 25 минут.
Один раз в неделю для детей круглогодично организовывается непрерывная образовательная деятельность по физическому
развитию детей на открытом воздухе. Ее проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у
детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.
В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непрерывная образовательная деятельность по
физическому развитию максимально организуется на открытом воздухе.
Непрерывная образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения
детей, проходит в первую половину дня. Для профилактики утомления она сочетается с образовательной деятельностью,
направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие детей.
Логопедическая группа для детей от 4 до 7 лет подразделена на две подгруппы6
Дети 4-5 лет;
Дети 5-7 лет
№
Образовательные
области, направления
деятельности
Учебный план
по реализации основной адаптированной образовательной программы дошкольного образования в группе компенсирующей
направленности (для детей от 4 до 7 лет с тяжелыми нарушениями речи) Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения «Детского сада комбинированного вида № 65 г. Нижние Серги»
на 2025-2026 учебный год
Виды детской деятельности /организованной образовательной
деятельности
Познавательное развитие
(4-7 лет)
Первая подгруппа
Вторая подгруппа
4-5 лет
5-7 лет
Занятий в
неделю
Математическое развитие
1
Логопедическая группа
Год (34 уч.
недель)
Занятий
неделю
Год (34 уч.
недель)
1
34
1
34
1
34
1
34
1
34
1
34
Воспитатель-дефектолог (развитие зрительного восприятия: цвет,
величина, форма)
Познавательно-исследовательская деятельность/
Конструктивно-модельная деятельность
Воспитатель-дефектолог
Познание предметного и социального мира/ освоение безопасного
поведения (через неделю)
Воспитатель-дефектолог (социально- бытовая ориентировка:
предметные представления, ребенку о нем самом)
Речевой практикум по формированию правильного
звукопроизношения/
Речевое развитие
1
Лингвистическая лаборатория по обучению элементам грамоты
Коммуникативно-речевой треннинг по развитию лексикограмматического строя речи
1
34
1
34
1
34
1
34
1
34
2
68
2
68
1
34
1
34
0,5
17
0,5
17
0,5
17
0,5
17
(учитель – логопед)
Музыка
Музыкальный руководитель + воспитатель – дефектолог
(ориентировка в пространстве)
Художественно-эстетическое развитие
Рисование
Воспитатель - дефектолог (развитие зрительного восприятия : цвет,
форма, величина)
Лепка
Воспитатель - дефектолог
Аппликация
Воспитатель - дефектолог
Коммуникативный практикум по развитию социально-бытовой
ориентировки
развитие
Социальнокоммуникативное
34
Воспитатель ( учитель-логопед)
3
5
1
Воспитатель-дефектолог
Социально-коммуникативный тренинг по подготовке детей к
обучению в школе
Педагог-психолог
1
(ОД в режимных моментах)
1
(ОД в режимных моментах)
Физическое развитие
Физическая культура (в зале)
Инcтруктор по физической культуре + воспитатель - дефектолог
(ориентировка в пространстве)
Спортивные и подвижные игры на прогулке
Воспитатель-дефектолог
ВСЕГО НОД
Часть,
формируемая
участниками
образовательн
ых отношений
2
68
2
68
1
(ОД в режимных моментах)
12/3
408
12/3
НОД: 12*25=300:60=5часов.
НОД:
ОД в режимных моментах:
3*25=75:60=1 час 25 мин.
12*25 =5часов
408
ОД в режимных
моментах:
3*25=75:60=1 час 25
мин.
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Художественная студия
В гостях у сказки
0,5
17
0,5
17
0,5
17
0,5
17
Тренинг по формированию основ безопасного поведения
0,5
17
ОД в
ОД в
Реж.
Реж.
моментах
Салон ЛЕГО
0,5
0,5
17
моментах
17
0,5
ОД в
ОД в
Реж.
Реж.
моментах
НОД: 14*25 мин. = 6 ч 20 мин
ОД в режимных
моментах:4*25 мин.= 1 час 45
мин.
17
моментах
НОД: 14*25 мин. = 6ч 20
мин
ОД в режимных
моментах:4*25 мин.=
21час 45 мин.