Пояснительная записка Учебный план по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования (ОАОП ДО) для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2020-2021 учебный год составлен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей контингента воспитанников. Учебный план разработан в соответствии с действующими нормативными и правовыми документами в области образования: - Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»; «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (Утвержден приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014); Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях - СанПиН 2.4.1. 3049-13 №26 от 15.05.2013г.; - Основная адаптированная образовательная программа дошкольного образования в группах компенсирующей направленности (для детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи) Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 65 г. Нижние Серги ОАОП ДО состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть в группах компенсирующей направленности представлена в ОАОП ДО с учетом учебно-методического комплекта к примерной адаптированной образовательной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, выстроена на основе методического пособия «Мы живем на Урале». В учебный план включены пять образовательных областей, обеспечивающие познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира, природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.). Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах, спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Непрерывная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности и их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами как самостоятельно, так и вместе с детьми, в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. Непрерывная образовательная деятельность, для каждой возрастной группы, определена объемом содержания и максимальной нагрузкой в разнообразных организованных формах обучения, с учетом индивидуальных особенностей детей. Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода: I период — сентябрь, октябрь, ноябрь; II период — декабрь, январь, февраль; III период — март, апрель, май. Первые две недели сентября отводится всеми специалистами для углубленной педагогической диагностики индивидуального развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения всеми специалистами группы рабочих программ, корректировки основной адаптированной образовательной программы. С третьей недели сентября начинается организованная образовательная деятельность с детьми всех возрастов. Продолжительность организационной образовательной деятельности в логопедической группе, по сравнению с общеобразовательными группами, сокращается. Сокращение времени на образовательную деятельность делается для того, чтобы не допустить переутомления и дезадаптации детей. Помимо воспитателя в логопедической группе работают и другие специалисты (педагог – психолог; учитель-логопед), которым так же выделено время для занятий с детьми по разным видам деятельности. Таким образом , чтобы не допустить превышения недельной нагрузки на ребенка, сокращено время на образовательную деятельность.В середине времени, отведённого на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не более 25–30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Непрерывная образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность. Непрерывная образовательная деятельность по физическому развитию детей в возрасте от 5 – 8 лет организуется не менее 3 раз в неделю. Ее длительность зависит от возраста детей и составляет: с детьми от 5 до 6 лет – 25 минут; с детьми от 6 до 8 лет – 30 минут. Один раз в неделю для детей круглогодично организовывается непрерывная образовательная деятельность по физическому развитию детей на открытом воздухе. Ее проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непрерывная образовательная деятельность по физическому развитию максимально организуется на открытом воздухе. Непрерывная образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проходит в первую половину дня. Для профилактики утомления она сочетается с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие детей. Логопедическая группа для детей от 5 до 8 лет подразделена на две подгруппы6 Дети 5-6 лет; Дети 6-8 лет № Образовательные области, направления деятельности Учебный план по реализации основной адаптированной образовательной программы дошкольного образования в группе компенсирующей направленности (для детей от 5 до 8лет с тяжелыми нарушениями речи) Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада комбинированного вида № 65 г. Нижние Серги» на 2021-2022 учебный год Виды детской деятельности /организованной образовательной деятельности Познавательное развитие (5-8 лет) Первая подгруппа Вторая подгруппа 5-6 лет 6-8 лет Занятий в неделю Математическое развитие 1 Логопедическая группа Год (34 уч. недель) Занятий неделю Год (34 уч. недель) 1 34 2 68 1 34 1 34 1 34 1 34 2 68 Воспитатель-дефектолог (развитие зрительного восприятия: цвет, величина, форма) Познавательно-исследовательская деятельность/ Конструктивно-модельная деятельность Воспитатель-дефектолог Познание предметного и социального мира/ освоение безопасного поведения (через неделю) 1 Речевое развитие Воспитатель-дефектолог (социально- бытовая ориентировка: предметные представления, ребенку о нем самом) Речевой практикум по формированию правильного звукопроизношения/ Лингвистическая лаборатория по обучению элементам грамоты Воспитатель ( учитель-логопед) 2 68 Коммуникативно-речевой треннинг по развитию лексикограмматического строя речи 2 68 2 68 2 68 2 68 1 34 1 34 0,5 17 0,5 17 0,5 17 0,5 17 (учитель – логопед) Музыка 3 Рисование Воспитатель - дефектолог (развитие зрительного восприятия : цвет, форма, величина) Лепка Воспитатель - дефектолог Аппликация Воспитатель - дефектолог развитие Коммуникативный практикум по развитию социально-бытовой ориентировки Физическ ое развитие 5 Социальнокоммуникативное Художественно-эстетическое развитие Музыкальный руководитель + воспитатель – дефектолог (ориентировка в пространстве) Воспитатель-дефектолог Социально-коммуникативный тренинг по подготовке детей к обучению в школе Педагог-психолог Физическая культура (в зале) Инcтруктор по физической культуре + воспитатель - дефектолог (ориентировка в пространстве) 1 (ОД в режимных моментах) 1 (ОД в режимных моментах) 2 68 2 68 Спортивные и подвижные игры на прогулке Воспитатель-дефектолог 1 (ОД в режимных моментах) 13/3 ВСЕГО НОД 476 14/3 НОД: 13*25=325:60=5 часов 40мин. ОД в режимных моментах: 3*25=75:60=1 час 25 мин. Часть, формируемая участниками образовательн ых отношений 510 НОД: 14*30 =7 часов ОД в режимных моментах: 3*30=90:60=1 час 30 мин. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ Художественная студия В гостях у сказки Тренинг по формированию основ безопасного поведения 0,5 17 0,5 17 0,5 17 0,5 17 0,5 17 0,5 17 ОД в ОД в Реж. Реж. моментах моментах Салон ЛЕГО 0,5 17 0,5 ОД в ОД в Реж. Реж. моментах НОД: 14*25 мин. = 6 ч 20 мин ОД в режимных моментах:4*25 мин.= 1 час 45 мин. 17 моментах НОД: 15*30 мин. = 7ч 30 мин ОД в режимных моментах:4*30 мин.= 2 час 15 мин.